ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МОУ Г. ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»
Протокол № 1 от 09 января 2019 г
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МОУ Г. ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»:
21.02.2019 № 59.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФОРМЕ
ОБУЧЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА
ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»
МОУ Г. ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
В МОУ Г. ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»
1. Общие положения
1.1. Индивидуальная форма обучения в системе общего среднего
образования является одной из форм организации учебно-воспитательного
процесса и внедряется для обеспечения права граждан на получение среднего
общего образования с учетом индивидуальных способностей, состояния
здоровья, демографической ситуации.
1.2. Настоящим Положением регулируются отношения между МОУ г.
Горловки «Школа № 42» и родителями (законными представителями), по всем
вопросам относительно обеспечения индивидуального обучения.
1.3. Индивидуальное обучение осуществляется в МОУ г. Горловки
«Школа № 42».
1.4. Обучающиеся по индивидуальной форме являются участниками
учебно-воспитательного процесса МОУ г. Горловки «Школа № 42». Их права
и обязанности определяются Законом Донецкой Народной Республики «Об
образовании» и другими действующими нормативно-правовыми актами.
1.5. Право на индивидуальное обучение имеют дети, которые:
- по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные
организации;
- имеют высокий учебный потенциал и могут ускоренно закончить
школу;
- не успевают в течение двух лет обучения на ступени начального
среднего образования (согласно п.2.6);
- нуждаются в коррекции физического и (или) умственного
(психического) развития (в случае, если родители (законные представители)
отказываются по объективным причинам направлять ребенка в
соответствующую
специальную
(коррекционную)
образовательную
организацию для детей с ограниченными возможностями здоровья
определенного вида;
- имеют показания пройти курс лечения в лечебном учреждении более
одного месяца;
- проживают городах – районных центрах, городах районного
подчинения, поселках городского типа и в сельских населенных пунктах при
количестве обучающихся в классе менее 3 человек (согласно п.2.5).
1.6. Основанием для организации индивидуального обучения являются:
- заявление родителей (законных представителей);
- медицинская справка от лечебного учреждения (при необходимости);
- заключение психолого-медико-педагогической консультации;
- приказ директора общеобразовательной организации;
- согласование с Управлением образования администрации города
Горловка.
2. Организация индивидуальной формы обучения
1
2.1. Для организации индивидуального обучения учащихся, которые по
состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные организации,
прилагается справка, заверенная печатью врачебно-консультативной
комиссии и печатью лечебного учреждения, в которой указывается период
пребывания на индивидуальном обучении, или заключение психологомедико-педагогической консультации (далее – ПМПК) для лиц с
ограниченными возможностями психофизического развития.
2.2. Осуществляется обучение по индивидуальному учебному плану,
который утверждается директором МОУ г. Горловки «Школа № 42» (на
период, определенный в справке лечебного учреждения).
2.3. Индивидуальное обучение обучающихся, которым необходимо
пройти лечение в лечебном учреждении более одного месяца, организуется на
базе ближайшего по расположению к месту лечения учреждения образования,
определенного местным органом управления образованием, и начинается не
ранее 3-5 дней после того, как больной поступает в лечебное учреждение. При
наличии в группе трех и более человек обучение осуществляется по групповой
форме (по мере необходимости в течение учебного года). Контингент таких
обучающихся учитывается в статистических отчетах тех образовательных
организаций, где они учатся постоянно и не отчисляются из состава учащихся
учреждений образования, к которому они зачислены. Результаты выполнения
индивидуального учебного плана и программ, уровень учебных достижений
обучающихся фиксируются в справке
(прилагается), подписанной
директором
образовательной
организации
который
обеспечивает
индивидуальное обучение.
2.4. Индивидуальное обучение учащихся, которые имеют высокий
учебный потенциал и могут ускоренно закончить общеобразовательную
организацию, кроме документов, указанных в п.1.6, осуществляется на
основании решения педагогического совета МОУ г. Горловки «Школа № 42»
по индивидуальному учебному плану, утвержденному директором
учреждения образования в начале учебного года (на один учебный год).
2.5. Индивидуальное обучение учащихся, проживающих в городах –
районных центрах, городах районного подчинения, поселках городского типа
и в сельских населенных пунктах, при количестве обучающихся в классе менее
3 человек, организуется по индивидуальному учебному плану, утвержденному
местным органом управления образованием (с начала учебного года).
2.6. Для организации индивидуального обучения учащихся, которые не
успевают в течение двух лет обучения в школе I степени, нуждающихся в
коррекции физического и (или) умственного (психического) развития, кроме
документов, указанных в п.1.6, прилагается заключение психолого-медикопедагогической консультации. Такие учащиеся могут продолжить обучение
по индивидуальным учебным планам и программам.
2.7. После окончания срока индивидуального обучения учащийся
может продолжать занятия в МОУ г. Горловки «Школа № 42», обучающимся
которого он является, на общих основаниях.
2
2.8. Индивидуальное обучение осуществляется педагогическими
работниками, имеющими соответствующее педагогическое образование. Их
состав утверждается приказом директора образовательной организации,
расписание учебных занятий согласовывается (письменно) с родителями
учащихся (лицами, их заменяющими).
2.9. Индивидуальные учебные планы составляются на основе:
- Государственного образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 25.07.2018 г. № 665).
- Государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 30.07.2018 г. № 678).
- Государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 30.07.2018 г. № 679).
- Государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Министерства образования
и науки Донецкой Народной Республики от 14.08.2018 г. № 701).
Для обучающихся 1 – 4 классов с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов разрабатываются индивидуальные учебные планы по
адаптированным основным образовательным программам начального общего
образования (обучение на дому), реализация которых обеспечивается
педагогами МОУ г. Горловки «Школа № 42». Примерный учебный план по
адаптированным основным образовательным программам начального общего
образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые
требуют постоянной (пролонгированной по времени) коррекции, содержит
коррекционно - развивающую область, являющуюся обязательной
составляющей частью учебного плана. Перечень предметов обязательной
части учебного плана и коррекционно-развивающих курсов, объем изучаемого
материала самостоятельно определяется МОУ г. Горловки «Школа № 42» с
участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей),
исходя из психофизических особенностей и индивидуальных возможностей
обучающихся, на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
консультации/комиссии (далее – ПМПК) и индивидуальной программы
реабилитации (далее – ИПР) ребенка-инвалида (при наличии).
Индивидуальный
учебный
план
по
адаптированным
основным
образовательным программам начального общего образования для лиц с
ограниченными возможностями здоровья разрабатывается на основе
Примерного учебного плана. (Согласно п.3.10.8
Государственного
образовательного стандарта начального общего образования).
Для обучающихся 5 – 9 классов с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов разрабатываются индивидуальные учебные планы по
адаптированным основным образовательным программам основного общего
образования (обучение на дому), реализация которых обеспечивается
педагогами МОУ г. Горловки «Школа № 42». Индивидуальный учебный план
3
по адаптированным основным образовательным программам основного
общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья,
которые требуют постоянной (пролонгированной по времени) коррекции,
содержит коррекционно - развивающую область, являющуюся обязательной
составляющей частью учебного плана. Перечень предметов обязательной
части учебного плана и коррекционно-развивающих курсов, объем изучаемого
материала самостоятельно определяется МОУ г. Горловки «Школа № 42» с
участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей),
исходя из психофизических особенностей и индивидуальных возможностей
обучающихся, на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (далее – ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации (далее
– ИПР) ребенка-инвалида (при наличии). (Согласно п.3.10.3.1
Государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования).
Для обучающихся 10 – 11 классов с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов разрабатываются индивидуальные учебные планы по
адаптированным основным образовательным программам среднего общего
образования (далее - Адаптированная образовательная программа),
реализация которых обеспечивается педагогами МОУ г. Горловки «Школа №
42». Индивидуальный учебный план по Адаптированным образовательным
программам для лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые
требуют постоянной (пролонгированной по времени) коррекции, содержит
коррекционно-развивающую
область,
являющуюся
обязательной
составляющей частью Рабочего учебного плана МОУ г. Горловки «Школа №
42». Перечень предметов обязательной части Рабочего учебного плана и
коррекционно - развивающих курсов, объем изучаемого материала
самостоятельно определяется МОУ г. Горловки «Школа № 42» с участием
самих обучающихся и их родителей (законных представителей), исходя из
психофизических
особенностей
и
индивидуальных
возможностей
обучающихся, на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (далее – ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации (далее
– ИПР) ребенка-инвалида (при наличии). (Согласно п.3.10.3.1
Государственного образовательного стандарта среднего общего образования).
Образовательный
уровень
учащихся,
которые
учатся
по
индивидуальной форме обучения, должен соответствовать требованиям
Государственных образовательных стандартов.
2.10. Выполнение индивидуального учебного плана и программ, уровень
учебных достижений учащихся в обучении фиксируются в отдельных
журналах установленного образца.
2.11. В случае осуществления индивидуального обучения по
однотипным индивидуальным учебным программам, а так же для учащихся 14-х классов целесообразно объединять их в группы численностью не менее
трех человек.
3. Оценка знаний учащихся
4
3.1. Оценивание учебных достижений учащихся осуществляется
педагогическими работниками в соответствии с критериями оценивания
учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования. По
результатам годового оценивания учащимся 2-4-х, 5-8-х, 10(11)-х классов,
обучающимся индивидуально, выдается табель успеваемости.
3.2. Учащиеся, которые прошли государственную итоговую аттестацию,
получают документ об образовании за курс основного общего образовании, о
среднем
общем образовании
в
соответствии с
действующим
законодательством Донецкой Народной Республики.
3.3. Освобождению от итоговой государственной аттестации подлежат
учащиеся, которые учились индивидуально по состоянию здоровья или по
другим уважительным причинам. Освобождение осуществляется в
установленном порядке.
3.4. В случае несогласия учащегося, родителей (лиц, их заменяющих) с
результатами годового оценивания они могут обжаловать их в
соответствующем органе управления образованием в порядке, установленном
действующим законодательством.
3.5. Учащиеся, которые обучались на индивидуальном обучении и
имеют высокие результаты в изучении учебных предметов, могут
награждаться похвальным листом «За высокие достижения в обучении»,
похвальной грамотой в соответствии с действующим законодательством
Донецкой Народной Республики.
3.6. Учащиеся, которые получали образование по индивидуальной
форме и имеют высокий уровень учебных достижений, могут награждаться
золотой или серебряной медалями «За особые успехи в учении» в
соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной
Республики.
4. Финансирование образовательных организаций
4.1.
Финансирование
индивидуального
обучения
учащихся
осуществляется за счет средств бюджета.
4.2. Количество часов для организации индивидуального обучения в
соответствии с количеством предметов обязательной части Рабочего учебного
плана определяется приказом директора и утверждается соответствующим
органом управления образованием.
- 1-4-е классы. Индивидуальный учебный план должен состоять из
обязательной части (8 часов) (для обучающихся, возможности здоровья
которых не требуют коррекции физического и(или) психического развития)
или обязательной (8 часов) и коррекционной (2 часа) частей (для
обучающихся, ограниченные возможности здоровья которых требуют
постоянной (пролонгированной по времени) коррекции физического и(или)
психического
развития).
(Согласно
п.3.10.8
Государственного
образовательного стандарта начального общего образования).
- 5-9-е классы. Индивидуальный учебный план по адаптированным
основным образовательным программам основного общего образования для
лиц с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается на основе
5
настоящего Стандарта. Индивидуальный учебный план должен состоять из
обязательной части (12 часов) (для обучающихся, возможности здоровья
которых не требуют коррекции физического и (или) психического развития)
или обязательной (12 часов) и коррекционной (2 часа) частей (для
обучающихся, ограниченные возможности здоровья которых требуют
постоянной (пролонгированной по времени) коррекции физического и (или)
психического развития). (Согласно п.3.10.3.1
Государственного
образовательного стандарта основного общего образования).
- 10-11(12)-е классы. Индивидуальный учебный план по
Адаптированным образовательным программам для лиц с ограниченными
возможностями здоровья разрабатывается на основе настоящего Стандарта.
Индивидуальный учебный план должен состоять из обязательной части (14
часов) (для обучающихся, возможности здоровья которых не требуют
коррекции физического и (или) психического развития) или обязательной (14
часов) и коррекционной (2 часа) частей (для обучающихся, ограниченные
возможности здоровья которых требуют постоянной (пролонгированной по
времени) коррекции физического и (или) психического развития). (Согласно
п.3.10.3.1 Государственного образовательного стандарта среднего общего
образования).
- Индивидуальный учебный план по Адаптированным основным
образовательным программам соответствующего уровня общего образования
обучающихся с умственной отсталостью должен состоять:
1) для обучающихся с легкой умственной отсталостью:
- на уровне начального общего образования – 10 часов в неделю, из них
8 обязательных часов (6 часов из обязательной части и 2 часа из
коррекционной части) и 2 дополнительных необязательных часа (из части,
формируемой участниками образовательных отношений, по усмотрению
МОУ г. Горловки «Школа № 42»);
- на уровне основного общего образования – 12 часов в неделю, из них
10 обязательных часов (8 часов из обязательной части и 2 часа из
коррекционной части) и 2 дополнительных необязательных часа (из части,
формируемой участниками образовательных отношений, по усмотрению
МОУ г. Горловки «Школа № 42»);
2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития на уровне
начального и основного общего образования – 7 часов в неделю, из них 5
обязательных часов (3 часа из обязательной части и 2 часа из коррекционной
части) и 2 дополнительных необязательных часа (из части, формируемой
участниками образовательных отношений, по усмотрению МОУ г. Горловки
«Школа № 42»). (Согласно п. 3.23.3.1 Государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью).
4.3. По желанию учащихся и родителей (лиц, их заменяющих)
количество часов на индивидуальное обучение сверх установленной нормы
может быть увеличено путем предоставления платных услуг образовательной
6
организацией в соответствии с действующим законодательством Донецкой
Народной Республики.
4.4. Оплата труда педагогических работников за проведение
индивидуального обучения осуществляется в соответствии с действующим
законодательством Донецкой Народной Республики и нормативно-правовых
актов Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
4.5. В случаях, если период обучения учащегося по индивидуальной
форме не превышает двух месяцев или срок окончания обучения из
медицинских справки не ясен, то учителям производится почасовая оплата, в
остальных случаях оплата учителям включается в тарификацию.
4.6. В случае болезни педагога (не позже, чем через неделю)
администрация школы, с учетом кадровых возможностей, обязана произвести
замещение занятий с учащимся (группой учащихся), который (которые)
находятся на индивидуальном обучении, другим учителем.
4.7. В случае болезни обучающегося учитель, труд которого
оплачивается по тарификации, обязан отработать часы, которые были
пропущены. Сроки отработки согласовываются с родителями и
утверждаются директором МОУ г. Горловки «Школа № 42».
4.8. При прекращении раньше срока проведения занятий с учащимся,
который находится на индивидуальном обучении, администрация
образовательной организации производит изменения в тарификации учителей
с момента прекращения занятий.
5. Порядок управления
5.1. Общее руководство индивидуальной формой обучения учащихся
осуществляется управлением (отделом) образования, в компетенцию которых
входят:
- принятие решения об организации обучения детей по индивидуальной
форме;
- контроль за организацией и осуществлением обучения учащихся,
рациональным использованием бюджетных средств.
6. Права и обязанности участников образовательного процесса
Участниками
образовательного
процесса
при
организации
индивидуальной формы обучения являются: обучающиеся, педагогические
работники, родители обучающихся или лица, их заменяющие.
6.1.Обучающийся имеет право:
6.1.1. На получение начального общего, основного общего, среднего
общего образования в соответствии с Государственными образовательными
стандартами.
6.1.2. На уважение человеческого достоинства, свободу совести и
информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
6.1.3. На моральное и материальное поощрение за успехи в учении.
6.2. Обучающийся обязан:
6.2.1. Соблюдать правила для учащихся, которые действуют в МОУ г.
Горловки «Школа № 42»;
7
6.2.2. Добросовестно учиться, стремиться к сознательному и
творческому освоению образовательных программ.
6.2.3. Уважать честь и достоинство работников учреждения
образования.
6.2.4. Соблюдать расписание занятий.
6.2.5. Вести дневник и добросовестно выполнять домашние задания.
6.3. Родители обучающегося (лица, их заменяющие) имеют право:
6.3.1. Защищать законные права ребенка.
6.3.2. Обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к
администрации МОУ г. Горловки «Школа № 42», в управление (отдел)
образования.
6.3.3. Присутствовать на уроках с разрешения администрации
образовательной организации.
6.3.4. Вносить предложения по составлению расписания занятий, по
включению в пределах выделенных часов, предметов из учебного плана
школы, аргументировав необходимость, с учетом способностей и интересов
ребенка.
6.4. Родители обязаны:
6.4.1. Выполнять требования образовательной организации.
6.4.2. Поддерживать интерес ребенка к школе и образованию.
6.4.3. Своевременно ставить учителя в известность о рекомендациях
врача, особенности учебного режима.
6.4.4. Создавать условия для проведения занятий, способствующих
освоению знаний.
6.4.5. Своевременно, в течении дня, информировать образовательную
организацию об отмене занятий по случаю болезни ребенка и возобновлении
занятий поле болезни.
6.4.6. Контролировать ведение дневника, выполнение домашних
заданий.
6.5. Педагогический работник имеет права, предусмотренные Законом
«Об образовании» Донецкой Народной Республики.
6.6. Педагог обязан:
6.6.1. Выполнять учебные программы с учетом склонностей и интересов
детей.
6.6.2. Развивать навыки самостоятельной работы с учебником,
справочной и художественной литературой.
6.6.3. Знать специфику заболевания, особенности режима и организации
домашних занятии.
6.6.4. Не допускать перегрузки обучающегося.
6.6.5. Составлять индивидуальные планы для обучающихся, которые
находятся на индивидуальной форме обучения, на основании действующих
учебных программ и планов.
6.6.6. Своевременно заполнять журналы учета проводимых занятий.
6.6.7. Контролировать ведение дневника учеником и выставлять
оценивание за проведенное занятие в нем.
8
6.7. Обязанность классного руководителя:
6.7.1. Согласовывать с родителями (лицами, их заменяющими)
расписание занятий ребенка.
6.7.2. Поддерживать контакт с учащимися и родителями (лицами, их
заменяющими), выявлять особенности учащихся, состояние их здоровья.
6.8. Обязанности администрации:
6.8.1. Контролировать выполнение учебных программ, методику
индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации
не реже 1 раза в четверть.
6.8.2. Контролировать своевременность проведения занятий, ведение
журнала учета обучения.
6.8.3. Обеспечивать своевременный подбор учителей.
6.8.4.
Предоставлять
соответствующим
органам
управления
образованием ходатайство об организации обучения детей по индивидуальной
форме и необходимый пакет документов в установленный законодательством
срок.
9