По каким параметрам мы понимаем, что психика нашего ребенка устойчивая и зрелая?!
25.10.2022
По каким параметрам мы понимаем, что психика нашего ребенка устойчивая и зрелая?!
ЧАСТЬ 1: "Я-границы"
Сперва важно понимать, что структуры психики ребенка находятся еще только в процессе формирования. И задача родителя в том, чтобы помочь ребенку вырасти.
Под взрослостью мы будем понимать не возраст фактический, а зрелость эго-функций.
Таким образом, к 7-8 годам, а именно к моменту поступления в школу, родителю важно помочь сформировать ребенку определенные параметры зрелости его эго-функций.
Безусловно, процесс взросления длится аж до 21 года, однако мы держим эти критерии, как мишени взросления. Школа - это процесс постепенного перехода из роли ребенка к роли взрослого и нам важно в этом помочь своим детям.
Итак, первый критерий зрелости Эго, это "Я-границы".
Описывая мир, ребенок говорит о себе, через свое Я.
Например, ситуация: ребенок опоздал в школу и учитель спрашивает в чем причина?!
* Ребенок с Я-границами ответит:
"Я не рассчитал время на сборы и дорогу".
Или
"У меня возникли семейные обстоятельства, если это важно - поговорите об этом с папой".
* Ребенок с несформированными Я-границами ответит:
" Я прождал автобус, а он не пришел по расписанию".
Или
"У сестры была температура, мы ждали когда придет няня, поэтому папа меня позже отвез в школу".
В чем разница?! В уровне ответственности.
Это не автобус виноват, а это Я не учел, что времени стоит закладывать на дорогу больше, т.к. бывают форс-мажоры. И вообще здорово приходить немного заранее.
Если говорить о втором случае, то:
* Ситуация сестры в том, что она приболела.
* Ситуация папы в том, что ему пришлось двигать планы, искать няню и выезжать из дома позже.
* А ситуация ребенка в том, что он опоздал потому что у него есть семейная ситуация, от которой он зависит. Обратите внимание на разность. Это из-за сестры. Это из-за папы. И - моя ситуация.
Представим жизнь как шахматное поле. Я границы позволяют двигать свою пешку, а если их нет, то мы желаем передвигать пешку других людей.
* Или скажем ситуация ссоры между детьми в одной семье. Мама заходит в комнату и слышит: "он сам виноват, он первый начал".
Наличие Я границ у ребенка могло проявиться в этой ситуации так:
"Я себя защищал. Со мной так нельзя. Я могу раз предупредить, но если слова не помогают, отвечу той же монетой".
Мы не будем сейчас говорить правильно это или нет. Мы допускаем мысль, что ребенок сказал ровно то, что думал, только через осознание своих мотивов, а не через обвинение другого.
Я границы дают возможность присвоить себе ответственность за все происходящее в жизни, а значит проанализировать свое поведение на предмет эффективности и скорректировать его.
* И тогда это не "училка ненормальная", а я боюсь ее эмоций, например. Или для меня ценно уважение в отношениях, а в отношениях с учителем я его не чувствую.
* И не "домашка огромная", а моей усидчивости не хватает или чего-то другого.
Я границы позволяют перемещать себя в шахматном поле жизни осознанно, учитывая, но не передвигая другие фигуры.
* И тогда это не муж меня изводит. А я терплю неуважительное отношение.
Я не могу повлиять на фигурку мужа, но точно могу повлиять на свои решения - терпеть или нет.
Вот так незаметно детство перетекает во взрослость с нерешенными задачами отструктурирования эго-функций.
И это лишь один из критериев зрелости ЭГО, постепенно рассмотрим и остальные.
Дата создания: 30.10.2022
Дата обновления: 30.10.2022
Дата публикации: 25.10.2022