ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ВНУТРИШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МОУ Г. ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»
Протокол № 1 от 09 января 2019 г

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МОУ Г. ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»:
№ 2 от 09 января 2019 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ
ВНУТРИШКОЛЬНОГО
МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА
ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»

МОУ Г. ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ВНУТРИШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА №
42»
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующими
нормативными документами, регламентирующими содержание и порядок проведения
внутришкольного мониторинга качества образования:
1.
Конституция ДНР (принята 14.05.2014).
2.
Закон «Об образовании» (принят Народным Советом Донецкой Народной
Республики 19 июня 2015 года. Постановление № I-233П-НС).
3.
Приказ МОН ДНР «Об утверждении Государственного образовательного
стандарта начального общего образования на 2015-2017 гг.» № 324 от 17.07.2015.
4.
Приказ МОН ДНР «Об утверждении Государственного образовательного
стандарта основного общего образования на 2015-2017гг.» № 327 от 17.07.2015.
5.
Приказ МОН ДНР «Об утверждении Государственного образовательного
стандарта среднего общего образования на 2015-2017 гг.» № 325 от 17.07.2015.
6.
Приказ МОН ДНР № 358 от 03.08.2015 «Об утверждении Инструкции о
проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в
образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
7.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
№13 от 20.01.2015 года «О переходе на 5-балльную шкалу оценивания учебных достижений
учащихся (воспитанников) в системе общего среднего и начального профессионального
образования, студентов среднего профессионального образования».
8.
Методические рекомендации к оцениванию учебных достижений учащихся в
системе общего и среднего образования (по 5-балльной шкале) (протокол №1 от 29.01.2015
научно-методического совета Донецкого ИППО).
9.
Положение об индивидуальной форме обучения в образовательных
организациях (Приказ Министерства образования и науки ДНР от 24.09.2015г № 570)
10.
Решение ПК – 4/3 коллегии МОН ДНР от 27.09.2016 по вопросу «О
внедрении мониторингового подхода к изучению состояния обучения и воспитания по
новым образовательным стандартам».
11.
Приказ МОН ДНР № 330 от 20.07.2015 «Временное положение о проведении
аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность».
12.
Приказ МОН ДНР № 249 от 23.03.2016 «О внесении изменений во Временное
положение о проведении аттестации педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, утвержденное приказом № 330 от 20
июля 2015 года».
13.
Приказ МОН ДНР № 830 от 09.08.2016 « Изменения и дополнения во
Временное положение о проведении аттестации педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность».

1

14.
Приказ МОН ДНР № 377 от 06.08.2015 «Об утверждении Типового
положения об учете детей и подростков школьного возраста от 6 до 18 лет, проживающих
на территории микрорайона, закрепленного за муниципальной общеобразовательной
организацией».
15.
Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию».
16.
Закон «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» (принят Постановлением Народного Совета 30.04.2015)
17.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
приказ № 310 от 04.04.2016).
18.
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи
Донецкой Народной Республики (утверждена приказ № 815 от 03.08.2016).
19.
Концепция патриотического воспитания детей и учащихся молодежи
Донецкой Народной Республики (от 17 июня 2015 г.).
20.
Приказ МОН ДНР № 21 от 20.01.2016 «Об утверждении Плана мероприятий
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики по профилактике
правонарушений среди обучающихся».
21.
Приказ МОН ДНР № 905 от 15.12.2015 «Об утверждении Инструкции об
организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся
(воспитанников), находящихся в социально опасном положении».
1.2. Настоящее положение устанавливает единые требования при проведении
мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
1.3. Система мониторинга качества образования является составной частью системы
оценки качества образования и служит информационным обеспечением образовательной
деятельности образовательного учреждения.
1.4. В настоящем положении используются следующие термины:
Мониторинг — систематическое отслеживание процессов, результатов, других
характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия)
ее развития и функционирования заданным целям, процесс непрерывного наблюдения за
фактическим положением дел в системе учебно-воспитательного процесса
образовательного учреждения, развитием педагогического процесса в целях оптимального
выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
Система мониторинга качества образования — система сбора, обработки, анализа,
хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных
элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством
образования, позволяет судить о состоянии системы образования в любой момент времени
и обеспечить возможность прогнозирования ее развития.
Качество образования — интегральная характеристика системы образования,
отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов
нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

2. Предмет мониторинга

2

Предметом мониторинга является качество образования как системообразующий
фактор образовательного процесса в образовательном учреждении.

3. Цели и задачи мониторинга

3.1. Целью мониторинга является сбор, обобщение, отслеживание динамики
качества образовательных услуг, оказываемых школой, и эффективности управления
учебно-воспитательным процессом, анализ информации о состоянии системы образования
школы и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития
системы образования в городе, выявление реального уровня квалификации педагогических
кадров, их подготовленность к решению образовательных задач, принятия обоснованных
управленческих решений по достижению качественного образования.
3.2. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
•
формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения
информации о состоянии системы образования;
• координация деятельности всех участников мониторинга на выявление и
оценивание соответствия фактических результатов деятельности педагогической системы
ее конечным целям;
• своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы
образования в школе;
• выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по
минимизации действия и устранению отрицательных последствий;
• формулирование основных стратегических направлений развития системы
образования на основе анализа полученных данных.
3.3.Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества
образования:
• качество результата;
• качество условий (программно-методические, материально-технические,
кадровые, информационно-технические, организационные и др.);
• качество процессов обучения и воспитания.
3.4. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта
качества образования по результатам работы школы за предыдущий учебный год, в
соответствии с проблемами и задачами на текущий год.
3

3.5. Основными принципами функционирования системы качества образования
являются объективность, точность, полнота, достаточность, системность, оптимальность
обобщения, оперативность (своевременность) и технологичность.
3.6. Основными пользователями результатов мониторинга являются Управление
образования администрации города Горловка, администрация и педагогические работники
образовательных учреждений, обучающиеся и их родители, представители общественности
и т.д.

4. Функции мониторинга
Функциями мониторинга качества образования являются:
 получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов влияния на
динамику качества образования, состояния воспитания обучающихся;
 определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике качества
образования в базе данных образовательного учреждения, города.

5. Показатели
деятельности

и

индикаторы

качества

результатов

образовательной

5.1. Комплекс показателей и индикаторов качества результатов образовательной
деятельности включает:
 уровень и качество учебных достижений обучающихся;
 уровень социализации обучающихся: сформированность компетенций,
социального опыта, позволяющих адаптироваться в социуме; личностные достижения;
 соответствие показателей качества результатов обучения и воспитания
нормативным требованиям и запросам потребителей образовательных услуг.
5.2. Комплекс показателей и индикаторов ресурсного обеспечения и условий
образовательного процесса включает:
 уровень развития материально-технической базы образовательного учреждения;
 обеспеченность участников образовательного процесса учебно-методическими
материалами, справочной литературой, современными источниками информации;·
 кадровое обеспечение образовательного процесса.

4

6. Источники сбора данных и инструментарий для расчёта показателей и
индикаторов мониторинга качества образования.

Показатели и индикаторы мониторинга предоставляет существующая система
внутришкольного контроля образовательного учреждения.
Источниками и инструментарием сбора данных для расчета показателей и
индикаторов мониторинга качества образования являются:
 данные статистической отчётности;·
 данные промежуточной аттестации, экзаменов в переводных классах,
государственной итоговой аттестации выпускников школы;
 результаты тестирования, анкетирования, опросов, интервьюирования;
 дополнительные данные, собираемые в рамках мониторинговых исследований;
 классные журналы;
 отчетность классных руководителей;
 отчетность учителей-предметников;
 аналитические справки заместителей директора;
 приказы по школе.
Инструментарием экспертизы являются традиционные технологии анализа
успеваемости и качества знаний, а также медицинские и психологические данные.

7. Объекты мониторингового исследования:
Объектом мониторинга является система организации учебно-воспитательного
процесса в школы:
 начальное общее образование;
 основное общее образование;
 среднее общее образование;
 повышение уровня квалификации педагогических работников;
 деятельность органов школьного самоуправления.

8. Виды мониторинга
 Мониторинг эффективности образовательного процесса на этапе достижения
стандартов знаний, умений, навыков.
 Мониторинг результативности учебного процесса по предметам, включенным в
компонент образовательной организации рабочего учебного плана.
 Мониторинг воспитательного процесса.
5

Данные виды мониторинга раскрывают общую картину действия всех факторов,
влияющих на обучение и воспитание, и показывают направления, нуждающиеся в более
детальном исследовании:
- достигается ли цель образовательного, воспитательного процессов;
- существует ли положительная динамика по сравнению с результатами предыдущих
диагностических исследований;
- существуют ли предпосылки для совершенствования работы педагогического
коллектива.
Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный)
мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы
запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический
мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с планом.
Отслеживание состояния учебного процесса решается путем проведения входного
(диагностического), промежуточного (по итогам четверти, полугодового), итогового
(годового) контроля.
Диагностический контроль проводится в сентябре по плану внутришкольного
контроля. Его цель: определение уровня знаний учащихся в начале цикла обучения.
Цели проведения промежуточного полугодового контроля - оценка успешности
продвижения учащихся в изучении предметов учебного плана, подведение промежуточных
итогов обучения.
Цель проведения итогового контроля – подведение итогов учебного года.

9. Организация и технология мониторинга
9.1. Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является
план и схема, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения
мониторинга, ответственные исполнители. На ее основе составляется годовая или
полугодовая схема мониторинга, которая указана в плане внутришкольного контроля и
утверждается приказом директора школы, обязательна для исполнения работниками
школы.
9.2. Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую структуру и
включает в себя административный уровень образовательного учреждения, уровень
методических объединения учителей-предметников и классных руководителей и уровень
школьного органа самоуправления.
9.3. Проведение мониторинга требует взаимодействие на всех уровнях школы.
9.4. Для проведения мониторинга назначаются ответственные лица, состав которых
утверждается приказом директором школы.

6

9.5. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных
информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования
информации.
10. Реализация мониторинга
10.1. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих
действий:

определение и обоснование объекта мониторинга;

сбор данных, используемых для мониторинга;

структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное
использование информации;

обработка полученных данных в ходе мониторинга;

анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;

подготовка документов по итогам анализа полученных данных;

распространение
результатов
мониторинга
среди
пользователей
мониторинга.
10.2. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга
являются целесообразность, удобство использования, доступность для различных уровней
управления, стандартизированность и апробированность.
10.3. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на
установление качественных и количественных характеристик объекта.
10.4. В отношении характеристик, которые вообще или практически не поддаются
измерению, система количественных оценок дополняется качественными оценками.
10.5. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе
образования, являются - анализ изменений характеристик во времени (динамический
анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной
системы (сопоставительный анализ).
10.6. При оценке качества образования
основными методами установления
фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.
Экспертиза — всестороннее изучение состояния образовательных процессов,
условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных
измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.),
имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым
в школе образовательным программам.
11. Методы проведения мониторинга:

наблюдение, анкетирование;

тестирование, анкетирование, ранжирование;

проведение контрольных и других квалификационных работ;

наблюдение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний;

собеседование с обучающимися, педагогами, родителями;

экспертное оценивание;

аналитическая и статистическая обработка информации и др.
В соответствии с принципом иерархичности построения мониторинга показатели и
параметры, заданные на вышестоящем уровне, включаются в систему показателей и
параметров мониторинга нижестоящего уровня.
7

12. Ожидаемые результаты
Результаты мониторинговых исследований предполагают:
•
получение независимой экспертизы состояния образовательного процесса;
•
улучшение
функций
управления
образовательным
процессом,
обеспечивающих получение обратной связи;
•
систематическое накопление банка данных являются основанием для
принятия управленческих решений.

13. Анализ результатов
Анализ результатов диагностических исследований осуществляется по
традиционной схеме: обработка информации, оформление аналитической справки,
обсуждение результатов на педагогическом совете, совещаниях, методических
объединениях, научно-методическом совете, оформление таблиц, диаграмм, пополнение
банка имеющихся данных. Одна и та же диагностическая информация исследуется с
различных позиций по видам мониторинга, что дает возможность превратить ее в
деятельный инструмент управления качеством образования.

14. Исполнители
• заместители директора по учебно-воспитательной работе;
• заместители директора по воспитательной работе;
• руководители школьных методических объединений;
• члены научно-методического совета;
• учителя начальных классов, учителя-предметники;
• классные руководители;
• социальный педагог;
• педагог-психолог.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (06242) 66702

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».